|
документация .Перспективное планирование
Перспективное планирование
по музыкальному воспитанию
в средней группе
На 2019-2020 учебный год
Музыкальный руководитель – Семёнова О.Г.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Средняя группа
Пояснительная записка
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.
Образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняют игровой и развлекательный характер обучения. Образовательная деятельность проводится два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в программе.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются в восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитые умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется и образовательной деятельности, и в повседневной жизни.
Образовательная деятельность «Музыка» состоит из трех частей.
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на образовательную деятельность«Музыка» и развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в сказках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать песню вместе с воспитателем.
В основную часть образовательной деятельности «Музыка» включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждениеребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к образовательной деятельности «Музыка»
желание приходить на них. На образовательной деятельности «Музыка», которая проводятся два раза в неделю по 20 минут,
пользуются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
К концу года дети могут:
Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать с чувства словами, рисунком, движением.
• Узнавать песни по мелодии.
• Различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы).
• Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение.
• Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соотствии с двухчастной формой музыкального произведения.
• Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
• Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
• Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы.
• Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Средняя группа
Сентябрь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Формировать у детей навык ритмичного движения. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу, менять движения в соответствии со сменой частей музыки.
2. Навыки выразительного движения: Совершенствовать танцевальные движения: легкий бег, качание рук, кружение; менять их в соответствии с изменением характера.
Учить детей выразительно передавать игровые образы. |
«Марш» Тиличеева,
«Барабанщик» Кабалевский, «Качание рук с лентами» Жилинский,
«Нам весело» укр.н.м.,
«Васька-кот» Лобачев,
«Заинька» обр. Римского-Корсакова. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других), дослушивать произведение до конца.
Развивать чувство ритма и правильную артикуляцию. |
«Марш» Дунаевский,
«Полянка» р.н.м.,
«Колыбельная» Левидов,
«Андрей-воробей» р.н.м. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Обучать детей выразительному пению. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
Учить импровизировать песню петушка. |
«Котик» Кишко,
«Чики-чики-чикалочки» р.н.м., «Барабанщик» Красев,
«Кто проснулся рано?» Гриневич. |
Самостоятельная деятельность: |
Содействовать возникновению, закреплению, у детей устойчивого интереса к самостоятельному музицированию. |
Фланелеграф, клавиатура, ноты, музыкальная лесенка. |
Развлечение: |
Побуждать детей к активному восприятию спектакля, развивать эмоциональную отзывчивость. |
«Здравствуй, детский сад!» |
Октябрь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: учить детей слышать, различать и отмечать в движении двух и трех частей музыкального произведения. Учить детей двигаться парами по кругу и в хороводе, инсценируя песни.
2. Навыки выразительного движения: Продолжать совершенствовать навыки основных движений: бег легкий, стремительный, ходьба.Продолжать учить детей свободно ориентироваться в пространстве зала. |
«Лошадки» Банникова, «Упражнения с лентами» Шуберт, «Мячики» Сатуллина,
«Марш» Парлов,
«Хлопки в ладоши» р.н.м., «Притопы» р.н.м.,
«Огородная хороводная» Можжевелов,
«Танец осенних листочков» Гречанинов, «Пляска парами» Попатенко,
«Ловишки с лошадкой». |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Учить детей чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанной музыке.
Формировать ритмический слух детей, учить играть на ударных инструментах. Развивать звуковысотный слух детей и восприятие звуков септимы. |
«Полька» Глинка,
«Грустное настроение» Штейнвиль,
«Марш» Шуберт,
«Полянка» р.н.м.,
«Пляска для лошадки»,
«Качели» Тиличеева. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Развивать умение детей брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз.
Формировать умение сочинять мелодию на слог. |
«Осенние распевки»,
«Игра с лошадкой» без музыкального сопровождения,
«Осенью» Филиппенко,
«Капельки» Павленко,
«Котик». |
Самостоятельная деятельность: |
Совершенствовать звуковысотный слух детей. Побуждать заниматься театрализованной деятельностью. |
Игра «Птица и птенчики» Тиличеева,
«Три медведя». |
Развлечение: |
Прививать детям культуру восприятия театрализованных действий. |
«У курочки в гостях». |
Ноябрь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Учить детей ходить и бегать под музыку по кругу друг за другом и врассыпную, выполнять кружение и махи руками. Слышать смену музыкальных фраз и частей, соответственно менять движения.
2. Навыки выразительного движения: Продолжать совершенствовать навыки основных движений. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Предложить детям творчески передавать движения игровых персонажей. |
«Ходьба и бег»,
«Мячики» Сатуллина,
«Кружение парами» обр. Иорданского,
«Упражнение для рук» Грибоедов,
«Танец осенних листочков» Филиппенко,
«Ищи игрушку» обр. Агафонников,
«Прогулка с куклами» Ломова,
«Колпачок» р.н.м. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Учить детей слушать и понимать музыку танцевального характера и изобразительные моменты в музыке.
Формировать звуковысотный слух детей: развивать восприятие детьми звуков кварты. |
«Вальс» Шуберт,
«Кот и мышь» Рыбицкий,
«Курицы» Тиличеева. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Учить детей выразительно исполнять песни спокойного характера, петь протяжно, подвижно, согласованно. Уметь сравнивать песни и различать их по характеру.
Предлагать детям самостоятельно придумывать простейшие интонации. |
«»Мне уже четыре года» Слонов, «Варись, варись, кашка» Туманян,
«Детский сад» Филиппенко,
«Кто как поет» (кошка и котята).
« |
Самостоятельная деятельность: |
Совершенствовать звуковысотный слух детей, |
«Качели» Тиличеева. |
Развлечение: |
Воспитывать уважительное отношение к старшим товарищам, желание глядеть и слушать их выступление. |
Концерт детей подготовительной группы. |
Декабрь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Учить детей самостоятельно останавливаться с окончанием музыки; учить бегать врассыпную, а затем ходить по кругу друг за другом. Самостоятельно начинать движение после музыкального вступления.
2.Навыки выразительного движения: двигаться легко непринужденно, передавая в движении характер музыки.
Развивать у детей быстроту реакции. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения сценок, используя мимику и пантомиму. |
«Бег с остановками» Семенов,
«Бег врассыпную и ходьба по кругу» Надененко,
«Веселый танец» Семенов,
«К деткам елочка пришла» Филиппенко,
«Игра с погремушками» Флотов,
«Кукла» Старокадомский. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Учить детей образному восприятию музыки, различать настроение: грустное, веселое, спокойное.
Выражать свои чувства словами, рисунком, движениями.
Развивать тембровый слух детей. |
«Скакалки» Хачатурян,
«Плач куклы» Попатенко,
«Угадай, на чем играю?» |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Формировать умение детей петь протяжно, четко произнося слова, вместе начиная и заканчивая пение.
Осваивать ритм плясовой и колыбельной. Играть на бубне танец мышки и зайки. |
«Елочка» Левкодимова, «Здравствуй, Дед мороз!» Семенов,
«Пляска мишки и зайки». |
Самостоятельная деятельность: |
Совершенствовать звуковысотный слух детей. |
«Курицы» Тиличеева. |
Развлечение: |
Воспитывать стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях. Формировать чувство сопричастности к общенародным праздникам. |
«Зимняя сказка». |
Январь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Продолжать формировать у детей навык ритмичного выполнения танцевальных движений, учить детей самостоятельно менять движения в соответствии со сменой двух частей произведения.
2. Навыки выразительного движения: Побуждать детей творчески и эмоционально исполнять музыкально-игровое упражнение. |
«Марш» Герчик,
«Упражнение с погремушками» Вилькорейская.
«Всадники» Ломова,
«Покажи ладошки»,
«Лошадки в конюшне» Раухвергер,
«Колпачок» р.н.м. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Учить детей замечать выразительные средства музыкального произведения: динамику (громко-тихо), темп (быстро-медленно), настроение (грустно, весело, нежно и т.д.).
Учить детей различать длинные и короткие звуки. |
«Колокольчики звенят» Моцарт, «Колыбельная» Левидов,
«Кто как идет». |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Развивать у детей умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчая концы фраз, четко произнося слова.
Учить детей самостоятельно сочинять разные по настроению мелодии. |
«»Лошадка Зорька» Ломова,
«Мы - солдаты» Слонов,
«Петушки».
« |
Самостоятельная деятельность: |
Развивать тембровый слух детей. |
«Угадай, на чем играю?» |
Развлечение: |
Создать обстановку эмоционального благополучия, дать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. |
«Елка в лесу у Деда мороза». |
Февраль
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Развивать чувство ритма: учить детей ритмично играть на ложках. Слышать смену динамических оттенков, отмечая ее в движении.
2. Навыки выразительного движения: учить детей красиво и правильно исполнять элементы народной пляски: кружение, выставление ног на пятку, приседание. Учить детей свободно ориентироваться в игровой ситуации. Побуждать детей придумывать простейшие танцевальные движения. |
«Вертушки» Гуммеля,
«Пружинки» Ломова,
«Пляска с ложками» р.н.м.,
«Летчики, на аэродром!» Ломова. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Продолжать развивать у детей желание слушать музыку. Вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Различать средства музыкальной выразительности, передающие характер музыки.
Развивать звуковысотный слух детей. |
«Частушка» Кабалевский,
«Вальс»,
«Полька» Кабалевский,
«Петушок, курица и цыпленок». |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Формировать умение детей петь легким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.
Побуждать придумывать мелодии на слог. |
«»Мы запели песенку» Рустамов, «Наша песенка простая» Александров,
«Спой колыбельную и плясовую».
« |
Игра на музыкальных инструментах: |
Учить и детей играть на одной пластине металлофона. |
«Мы идем с флажками» Тиличеева. |
Самостоятельная деятельность: |
Совершенствовать ритмический слух детей. |
«Кто как идет». |
Развлечение: |
Содействовать устойчивому интересу к совместным праздникам. |
«Зимние состязания». |
Март
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Продолжать развивать умение самостоятельно менять движения в соответствии с двух, трехчастной формой музыки. Совершенствовать умение детей выполнять движения с предметами легко, ритмично. Самостоятельно начинать и заканчивать танец.
2. Навыки выразительного движения: Учить детей переходить от плясовых движений к ходьбе, находить пару.
Развивать тембровое восприятие. |
«Марш» Ломова,
«Погладь птичку» Ломова,
«Пляска с цветами» Жилин,
«Игра с цветными платочками» Ломова,
«Узнай по голосу» Тиличеева. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Учить детей различать средства музыкальной выразительности: громко – тихо, быстро - медленно, высоко – низко.
Развивать чувство ритма. |
«Маша спит» Фрид,
«Детская песенка» Векерлен,
«Веселые дудочки» Тиличеева. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Учить детей узнавать знакомые песни. Петь легко непринужденно, в умеренном темпе, точно соблюдая ритмический рисунок, четко проговаривая слова. Приучать к сольному и подгрупповому пению.
Предложить придумать песенку котенка. |
«Зима прошла» Метлов,
«Паровоз» Компанеец,
«Кто как идет». |
Игра на музыкальных инструментах: |
Формировать элементарные навыки игры на металлофоне, исполнять более сложный ритмический рисунок. |
«»Музыкальные молоточки». |
Самостоятельная деятельность: |
Побуждать детей играть по правилам. |
«Петушок, курица, цыпленок». |
Развлечение: |
Привлечь внимание детей, воспитывать добрые чувства. |
«Теремок». |
Апрель
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
хоровод
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: самостоятельно менять движения со сменой музыкальных частей, развивать чувство партнерства.
2. Навыки выразительного движения: Побуждать детей выразительно передавать игровые образы, Совершенствовать танцевальные движения: полуприседание, кружение. Учить инсценировать песни.
Побуждать детей образно исполнять игровые упражнения, используя мимику и пантомиму. |
«Жучки» обр. Вишкарева,
«Упражнение с мячом» Штраус,
«Веселая девочка Алена» Филиппенко,
«Вся мохнатенька». |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Учить различать жанр песни, самостоятельно определять ее характер. Обращать внимание детей на динамические и регистровые изменения музыки. Побуждать детей придумывать свой рассказ, выразив в нем музыкальные впечатления.
Учить детей различать контрастные динамические оттенки. |
«Медвежата» Красев,
«Шуточка» Селиванов,
«Громко - тихо». |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Обучать детей выразительному пению, формировать умение брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения. Учить петь с музыкальным сопровождением и без него.
Предложить детям допевать знакомую считалку. |
«Солнце улыбается» Тиличеева, «Кто построил радугу?» Парцхаладзе,
«Считалка». |
Игра на музыкальных инструментах: |
Закреплять имеющиеся у детей навыки игры на металлофоне. |
«Музыкальные молоточки». |
Самостоятельная деятельность: |
Совершенствовать ритмический слух детей. |
«Веселые дудочки» Тиличеева. |
Развлечение: |
Вызвать интерес к выступлению старших дошкольников. |
«Весна пришла». |
Май
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
танец
игры
творчество
|
Развивать динамический слух детей. Побуждать детей передавать характер, действия игрового образа в соответствии с музыкой. Закреплять умение выполнять движения в парах: кружиться, притопывать ногами. Развивать быстроту реакции, ловкость. Учить использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках. |
«Тихие и громкие звоночки» Рустамов,
«Поезд» Метлов,
«Полька» Арсеев,
«Ищи игрушку» Агафонников,
«Зайка» Карасева. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Обратить внимание на изобразительные особенности песни, динамику звучания.
Совершенствовать звуковысотный слух детей. |
«Дождь идет» Арсеева,
«Курица и цыпленок» Тиличеева. |
Пение:
Развитие певческих навыков
|
Учить детей петь слаженно, начиная и заканчивая пение одновременно с музыкой. Внимательно слушать вступление и проигрыш. Узнавать песни сыгранные без аккомпанемента на фортепиано, металлофоне. |
«Строим дом» Красев.
«Мне уже четыре года» Слонов, «Паровоз» Компанеец. |
Игра на музыкальных инструментах: |
Учить детей играть на металлофоне по одному и в ансамбле. |
«Музыкальные молоточки». |
Самостоятельная деятельность: |
Продолжать развивать динамический слух детей. |
«Громко – тихо». |
Развлечение: |
Воспитывать любовь к семье. Воспитывать чувство коллективизма и товарищества. |
«Нам вместе весело». |
Июнь
Вид деятельности |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
«Васька-кот» обр. Лобачева.
Знакомые детям задания. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Знакомые колыбельные песни и упражнения по выбору педагога. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
«Зайчик» Старокадомский,
знакомые песенки. |
Самостоятельная деятельность: |
«Музыкальные молоточки» |
Развлечение: |
«Гости из колхоза». |
Июль - август
Вид деятельности |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
Знакомые игры, танцы, хороводы. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Знакомые детям произведения. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
«Лошадка Зорька» Ломова и другие знакомые песни. |
Самостоятельная деятельность: |
Дидактические игры по выбору педагога. |
Развлечение: |
«У медведя во бору». |
22 мая 2020 в 11:21
|