|
документация .Перспективное планирование
Перспективное планирование
по музыкальному воспитанию
в подготовительной группе
На 2019-2020 учебный год
Музыкальный руководитель – Семёнова О.Г.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовительная группа
У детей 6-7 лет появляется интерес к музыкальной грамоте, стремление выразительно исполнять песню, танец, проявлять творчество, желание высказать свое мнение об услышанном, мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочиву. Формирование личности ребенка средствами музыкального искусства по прежнему является стержнем музыкального воспитания. Продолжительность Образовательной деятельности «Музыка» составляет 30 минут. При организации образовательной деятельности «Музыка» необходимо учитывать следующие положения:
Восприятие музыки проходит как диалог с композитором, как переживание определенного юнального состояния и эстетических чувств.
Осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает в конечном счете развития музыкального вкуса и сознания. Это зависит от педагога, который должен построить образовательную деятельность «Музыка» так, чтобы ребенок приобрел знания, навыки и умения чувствовать образ и передавать его с помощью разных видов культурно-художественной деятельности. Синтез разных видов искусств и интеграция культурно-художественной деятельности в эстетическом воспитании и на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенного понимания того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создан специфическими для каждого из них средствами.
Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, ребенок испытывает потребность выразить свои переживания и фантазий в объективной форме. Известно: чем богаче собственный опыт дошкольника, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее его творчество.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на образовательной деятельности «Музыка», и в повседневной жизни. Образовательная деятельность «Музыка» состоит из трех частей:
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на образовательню деятельность «Музыка» и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках,| танцах, хороводах.
2.Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально
них реагировать.
3. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение
вместе с воспитателем.
В основную часть образовательной деятельности «Музыка» включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение
детям , вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к образовательной деятельности «Музыка» желание приходить на неё. На образовательной деятельности «Музыка», которая проводится два раза в неделю по 30 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
К концу года дети могут:
• Узнавать мелодию Государственного гимна Российской Федерации.
• Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком известном инструменте оно исполняется.
• Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Сентябрь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1. Музыкально-ритмические навыки: способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений. Учить выполнять движения с мячом под музыку
2. Навыки выразительного движения: упражнять детей в ходьбе разного характера, в ходьбе переменным шагом, пружинящим шагом. Стимулировать и поощрять творческие проявления детей в инсценировках, свободных плясках. |
«Марш» Дунаевский,
«Хороводный шаг» р.н.м., «Упражнение с мячом» Петров,
хоровод «Речка» обр. Каплуновой,
«Здравствуйте» обр. Каплуновой,
«Танцевальная угадай-ка». |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Закреплять у детей представление о характере музыки. |
«Утро» Григ,
«Ходит месяц над лугами» Прокофьев,
«Весело-грустно» Левкодимов. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией; учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него.
Учить самостоятельно придумывать мелодии. |
«Андрей-воробей» р.н.п., «Листопад» Попатенко,
«Чудо из чудес» Сокольская,
«Веселый и грустный колокольчик». |
Игра на музыкальных инструментах: |
Знакомить детей с разными музыкальными инструментами. Учить приемам игры на них. Разучивать простейшие ритмические рисунки и выполнять их в соответствии с музыкой. |
«Андрей-воробей» р.н.м. |
Самостоятельная деятельность: |
Развивать ритмический слух детей. |
Игры из репертуара старшей группы |
Развлечение: |
Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, эмоциональную отзывчивость детей. |
«Здравствуй, детский сад!». |
Октябрь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
танцы
игры
творчество
|
1. Музыкально-ритмические навыки: Закреплять умение детей двигаться приставным шагом и боковым галопом, отмечать в движении акценты. Самостоятельно реагировать на начало и окончание звучание частей и всего музыкального произведения.
2. Навыки выразительного движения: Развивать умение выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание.
Побуждать детей к поиску выразительных движений. |
«Приставной шаг» Жилинский,
«Боковой галоп» Шуберт.
«Вальс» Джойс,
«Полька» Дунаевский,
«Плетень» обр. Бодренкова,
«Осенние листья» Косма. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Обогащать музыкальные впечатления детей. При анализе музыкальных произведений учить ясно излагать свои мысли, эмоциональное восприятие и ощущения.
Знакомить с понятием ритм, продолжать учить различать короткие и долгие звуки. |
«Осень» Александров,
«Весна и осень» Свиридов,
«Определи по ритму» Тиличеева. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Расширять у детей певческий диапазон с учетом их индивидуальных возможно. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен. Обращать внимание на артикуляцию ( дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно индивидуально и коллективно.
Учить детей придумывать мелодии по образцу и без него. |
«Бубенчики» Тиличеева,
«Край родной» Гомонова,
«Чудная пора» Верижников,
«Осенью» Зингер. |
Игра на музыкальных инструментах: |
Учить детей играть знакомую мелодию индивидуально и в ансамбле на металлофоне, треугольнике, шумовых инструментах. |
«К нам гости пришли» Александров. |
Самостоятельная деятельность: |
Закреплять умение детей различать настроение и играть в игру «Весело-грустно». |
«Весело-грустно» Левкодимов. |
Развлечение: |
Воспитывать доброжелательность, Умение правильно оценивать действие персонажей. |
Музыкальная сказка «Репка». |
Ноябрь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
танцы
игры
творчество
|
1. Музыкально-ритмические навыки: совершенствовать умение детей самостоятельно начинать движение после вступления; ускорять и замедлять темп ходьбы, бега; отмечать в движении сильную долю такта, частей и всего музыкального произведения, передавать в движении простейший ритмический рисунок.
2. Навыки выразительного движения: Учить детей инсценировать игровую песню, придумывать варианты образных движений для изображения персонажей.
Учить детей самостоятельно придумывать движения, отражающие характер музыки. |
«Марш» Люлли,
«Упражнение с лентами» Штраус,
«Смелый наездник» Шуман,
«Поскоки» Дунаевский,
Полька «Добрый жук» Спадавеккиа,
«Теремок» р.н.п.,
«Птицы» Маршетти. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Учить детей высказываться о средствах музыкальной выразительности.
Развивать звуковысотный слух детей. |
«На тройке» Чайковский,
«Мама» Чайковский,
«Кого встретил колобок» Левкодимов. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
.Учить детей исполнять песни с вдохновением, передавая свои чувства: любовь к маме, уважение к воспитателям и т.д.Закреплять умение детей петь с сопровождением и без него.
Предложить детям импровизировать на заданный текст. |
«Осенняя песенка»,
«Хорошо рядом с мамой» Филиппенко,
«Наш любимый детский сад»,
«Полька». |
Игра на музыкальных инструментах: |
Учить детей исполнять попевку сольно и в ансамбле слаженно по мелодии и ритму. Продолжать использовать музыкальные инструменты в других видах деятельности. |
«Бубенчики» Тиличеева. |
Самостоятельная деятельность: |
Вызвать у детей желание самостоятельно проводить игру и играть в игру соблюдая правила. |
«Определи по ритму». |
Развлечение: |
Приобщать детей к народному творчеству, содействовать созданию обстановки общей радости. |
«Осенины». |
Декабрь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Совершенствовать движение поскока. Учить детей двигаться хороводом, передавать несложный ритмический рисунок. Соблюдать правила игры, воспитывать выдержку.
2.Навыки выразительного движения: Содействовать проявлению активности и самостоятельности в выборетанцевальных движений. |
«Цирковые лошадки» , «Поскоки»,
«К нам приходит Новый год»,
«Бери флажок»,
«Снежинка» Шопен. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Учить детей определять жанр музыкального произведения, Узнавать и называть музыкальные инструменты, исполняющие данное произведение. Учить отличать вокальную музыку от инструментальной, определять форму. Характер частей, выделять средства музыкальной выразительности.
Развивать динамический слух детей. |
«Вальс-шутка»,
«Полька» Шостакович,
«Почему медведь зимой спит?»,
«Громко-тихо запоем». |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Учить детей петь несложные песни в удобном диапазоне, чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с сопровождением мелодии. Учить детей петь, усиливая и ослабляя звук.
Самостоятельно импровизировать мелодии на заданный текст по образцу и без него. |
«Русская зима» Олифирова, «Елочная»,
«Снежок» Бырченко. |
Игра на музыкальных инструментах: |
Учить детей исполнять произведение на разных музыкальных инструментах в ансамбле и оркестре. |
«Латвийская полька». |
Самостоятельная деятельность: |
Совершенствовать звуковысотный и ритмический слух детей. |
«Кого встретил колобок?». |
Развлечение: |
Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику. Пробуждать у детей чувство веселья и радости от участия в празднике. |
«Чудеса под Новый год». |
Январь
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: учить детей различать динамические оттенки, передавая изменения в движении. Развивать согласованность движения рук.
2.Навыки выразительного движения: Учить детей инсценировать песню в хороводе. Побуждать придумывать варианты образных движений персонажей. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки. Побуждать детей активно участвовать в выполнении творческих заданий. |
«Качание рук» анг. н. м., «Мельница» Ломова,
«Как на тоненький ледок» р. н. м.,
«Аннушка» ч. н. м.,
«Ищи!» Ломова,
«Перышко». |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Формировать музыкальный вкус детей. Учить слушать и понимать музыкальные произведения изобразительного характера, различать, сопоставлять образы контрастных произведений.
Различать три жанра музыки: песня, танец, марш. |
«Тройка» Свиридов,
«Зима» Вивальди,
«Три кита». |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Различать части песни. Учить детей петь, сохраняя правильное положение корпуса, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание, чисто интонируя мелодию.
Импровизировать мелодию на заданный текст. |
«Буденовец» Дубравин, «Частушки»,
«Плясовая» Ломова. |
Игра на музыкальных инструментах: |
Учить детей играть в ансамбле и оркестре. |
«Во саду ли, в огороде». |
Самостоятельная деятельность: |
Развивать динамический слух детей. |
«Громко-тихо запоем». |
Развлечение: |
Способствовать развитию эстетического вкуса. |
«Зимушка-зима». |
Февраль
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Закреплять умение детей ритмично двигаться с предметами, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления.
2.Навыки выразительного движения: упражнять детей в движении переменного шага, развивать чувство партнерства, умение двигаться легко и красиво.
Побуждать детей к поиску различных выразительных движений для передачи игровых образов. |
«Игра с мячом» Орф,
«Переменный шаг» р. н. м.,
«Сударушка»,
«Чапаевцы»,
«Наши кони чисты». |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
При анализе музыкальных произведений учить детей ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятие и ощущение. Способствовать развитию фантазии: учить выражать свои впечатления от музыки в движении, рисунке.
Развивать музыкальную память детей. |
«Вечерняя сказка» Хачатурян,
«В пещере горного короля» Григ,
«Повтори мелодию». |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Продолжать развивать певческие способности детей петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание.
Побуждать детей самостоятельно придумывать мелодии. |
«Мамин праздник» Гурьев,
«Край родной»,
«Молодой боец», Красев. |
Игра на музыкальных инструментах: |
Обучать детей игре в оркестре на разных инструментах, добиваться ансамбля. |
«Ой, лопнув обруч» |
Самостоятельная деятельность: |
Различать три жанра музыки. |
«Три кита» |
Развлечение: |
Расширять представление детей о Российской армии, воспитывать уважение к воинам. |
«На привале», |
Март
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
· упражнения
· танец
· игры
· творчество |
1.Музыкально-ритмические навыки: Учить детей передавать в движении веселый. легкийхарактер музыки и несложный ритмический рисунок мелодии. Улучшать качество пружинящего шага, отходя назад и продвигаясь вперед.
2.Навыки выразительного движения: Продолжать учить детей объяснять правила игры. Воспитывать выдержку, играть по правилам. Развивать реакцию детей на остановку в музыке, добиваться легкого стремительного бега.
|
«Легкие прыжки» Шитте,
«Бег с остановками».
«Пружинки» Чичков,
«Кто скорей» Шварц,
«Жучок» Бетховен. |
Слушание:
· Восприятие музыкальных произведений
· Упражнение для развития слуха и голоса |
Развивать у детей представление о том, как музыка может изображать животных. Учить детей распознавать в музыке черты танца и колыбельной песни.
Формировать тембровый слух детей, упражнять в различении звучания нескольких инструментов. |
«Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский,
«Тамбурин» Рамо,
«Угадай на чем играю?». |
Пение:
· Развитие певческих навыков
· творчество |
Учить детей петь эмоционально, точно соблюдая динамические оттенки, смягчая концы фраз.
Предложить детям импровизировать, придумывать мелодию марша по образцу и самостоятельно. |
«Пасхальная песня» Крупа-Шушарина,
«Ивушка» Алексеев,
«Марш». |
Игра на музыкальных инструментах: |
Учить детей играть в оркестре на разных музыкальных инструментах. |
«В нашем оркестре» Попатенко. |
Самостоятельная деятельность: |
Совершенствовать знания детей трех жанров музыки. |
«Три кита». |
Развлечение: |
Вызвать у детей интерес к слушанию музыки. |
«Слушаем музыку». |
Апрель
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
танец
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая несложный ритмический рисунок музыки. Учить двигаться шагом менуэта, выполнять несложные перестроения, самостоятельно начинать движения после музыкального вступления.
2.Навыки выразительного движения: Побуждать самостоятельно придумывать движения, выразительно действовать с воображаемыми предметами.
|
«Упражнение с кубиками» Соснина, «Упражнение с цветами»,
«Менуэт» Мориа,
«Полька» Комарова,
знакомые игры,
«Солнечный луч». |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Познакомить детей с жанром симфонической сказки. Учить различать тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра и слышать изобразительные моменты в музыке.
Развивать музыкальную память детей. |
«Петя и волк» Прокофьев,
«В церкви» Чайковский,
«Назови композитора». |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Закреплять умение детей бесшумно брать дыхание и удерживать его до конца фразы, обращать внимание на правильную артикуляцию.
Самостоятельно придумывать мелодии на заданный текст. |
«Мы теперь ученики» Струве,
«Собираю портфель» Протасов,
«Колыбельная». |
Игра на музыкальных инструментах: |
Учить исполнять музыкальное произведение сольно и в ансамбле. |
«Вальс» Тиличеева. |
Самостоятельная деятельность: |
Совершенствовать тембровое восприятие детей, знание инструментов симфонического оркестра. |
«Симфонический оркестр». |
Развлечение: |
Воспитывать у детей чувство ответственности за окружающую природу. |
«»Все мы - друзья природы». |
май
Вид деятельности |
Программное содержание |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
танцы
игры
творчество
|
1.Музыкально-ритмические навыки: Закреплять у детей навык отмечать смену динамических оттенков в движении, изменяя силу мышечного напряжения.
2.Навыки выразительного движения: Побуждать исполнять движения изящно и красиво. Способствовать развитию согласованности движений.
Учить свободно ориентироваться в игровой ситуации.
Самостоятельно придумывать образные движения животных.
|
«Упражнения с лентами»,
«Менуэт» Мориа,
«Вальс» Делиба,
«Воротики» Орф,
«Кошки и мышки». |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Познакомить детей с сюжетом сказки (либретто), музыкой к балету. Учить детей различать темы персонажей, слышать и различать тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Развивать музыкально-сенсорные способности детей. |
Музыкальные фрагменты из балета «Спящая красавица Чайковского,
Знакомые упражнения. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
Продолжать учить детей передавать в пении более тонкие динамические изменения. Закреплять у детей навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно следить за правильным дыханием.
Расширять опыт детей в творческих поисках певческих интонаций. |
«До свидания, детский сад!» Филиппенко,
«Звенит звонок»,
«»Дин - дон». |
Игра на музыкальных инструментах: |
Совершенствовать исполнение знакомых песен. |
«Ворон» р. н. м. |
Самостоятельная деятельность: |
Развивать музыкальную память детей. |
«Назови композитора». |
Развлечение: |
Создать душевную праздничную обстановку. Вызвать желание активно участвовать в празднике. |
«До свидания, детский сад!». |
Июнь
Формы организации и виды музыкальной деятельности |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения:
упражнения
пляски
игры
творчество
|
«Ускоряй и замедляй» Ломова, «Бег и подпрыгивание»,
«Ну и до свидания!» Штраус,
«Теремок» р. н. м.,
«Плетень» р. н. м.,
«На лугу» Шопен. |
Слушание:
Восприятие музыкальных произведений
Упражнение для развития слуха и голоса
|
Балет «Спящая красавица» Чайковский
( музыкальные фрагменты).
Знакомые упражнения по выбору педагога. |
Пение:
Развитие певческих навыков
творчество
|
«В золотой карете»,
«Земляничная полянка» Олифирова.
знакомые упражнения |
Самостоятельная деятельность: |
Дидактическая игра по желанию детей, пособия, разные виды театров. |
Развлечение: |
«Здравствуй, лето красное!» |
Июль-август
Формы организации и виды музыкальной деятельности деятельности |
Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: |
«Гори, гори ясно!» р. н. м.,
«Хоровод в ласу» Иорданского. |
Слушание: |
Знакомые детям произведения. |
Пение: |
Пение песен по выбору педагога и по желанию детей. |
Самостоятельная деятельность: |
Знакомые дидактические игры. |
Развлечение: |
«Лучше лета приятеля нет!» |
22 мая 2020 в 11:23
|