Музыкальный руководитель МДОАУ №175 г. Оренбург Семёнова Ольга Геннадьевна первая квалификационная категория, стаж 20 лет
доклад «Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о символах России через хореографические композиции»
«Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Выступление на МО музыкальных руководителей Доклад из опыта работы
Подготовили: музыкальные руководители Семенова О.Г. Петрякина А.А.
Оренбург 2022
Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня своё выступление мы хотим начать с таких слов, которые, по нашему мнению, отражают нашу сегодняшнюю тему: Музыкальные символы России – это не только «визитная карточка» нашей страны, говорящая о ее неповторимости, но и своеобразный памятник истории и культуры, отражающий основную направленность развития нашего государства. Символы России- это часть российской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И поэтому мы должны хорошо знать историю государственных символов России. Государственные символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались нам от предков. В дошкольном возрасте происходит становление личности и формирование гражданских качеств, что служит основой для воспитания патриотизма. Поэтому необходимо с детства прививать детям чувство любви и привязанности к родному краю, природе и культурным ценностям. Ребенок к 5-7 годам должен иметь представления о том, в какой стране он живет, знать ее государственные символы. Согласно Концепции дошкольной программы воспитания ДОО в дошкольном учреждении необходимо проводить специально организованную работу по формированию у детей 5-7 лет представлений о государственных символах России. Ознакомление детей с государственными символами России рекомендуется использовать беседы, чтение литературы, непосредственную образовательную деятельность, игры, слушание патриотических песен, просмотр видеороликов и т. д. Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют очень важное значение для народа. У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы. Это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Но еще есть и неофициальные символы, те, которые позволяют представить нашу страну народам других государств через предметы, образы, явления. Эти символы нигде не прописаны, но каждый, увидев их, знает – речь идет о России: береза, матрешка, валенки, балалайка, колоски – рисуют портрет нашей страны. В настоящее время современные дети, недостаточно знакомы с историей России, песнями, её музыкой. Данная проблема очень актуальна, так как дети обязательно должны знать культуру, символику своей Родины и все, что с ней непосредственно связано. Невозможно переоценить роль музыки в данном направлении. Нравственно-патриотическое воспитании проходит через все виды музыкальной деятельности. И сегодня мы хотим остановиться на одном из них- танцевальная композиция. Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольника в музыкальной деятельности. Использование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе освоения танца способствует: · пробуждению художественных интересов, · развитию художественного воображения, · развитию художественно-творческих способностей · воспитывает у них интерес к исполнительской деятельности. Целью нашей работы в данном направлении является Воспитание гражданина и патриота, формирование нравственных ценностей посредством использования символов России через танцевальную деятельность. Задачи : Образовательные: · Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду. · Развивать познавательные, творческие способности детей, через ознакомление со знаками символами страны , которые используются в танцах. · Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через, музыкальные произведения. Воспитательные:
· Побуждать детей выражать свои чувства, эмоции, впечатления через творческие движения. · Воспитывать гражданина и патриота своей страны · Создавать в детском учреждении предметно-развивающую среду способствующую патриотическому воспитанию дошкольников .
Для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей посредством танца, своей работе, мы используем такие направления: · Работа с детьми; · Работа с родителями; · Работа с педагогами; Работа с детьми Музыкально-ритмические танцы, имеют незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника. Этот вид музыкальной деятельности развивает эмоциональную отзывчивость на музыку, развивает память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию, через движение, а так же художественный образ в движении. Поэтому разучивая с детьми танцы, мы считаем очень важно грамотно отбирать музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста. В своей работе мы используем песни современных авторов о России, песенные композиции с военно- патриотической тематикой. К празднику «День Защитника Отечества» -мы готовим такие танцы как «Граница», «Пацаны», «Идет солдат по городу», различные композиции с флажками, султанчиками.
Русская народная музыка. Используя народные музыкальные произведения мы ненавязчиво, в веселой игровой форме знакомим детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Мы широко используем в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Она постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей. Народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-патриотического воспитания, он приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – русский танец раскрывает нравственные качества, воспитывает художественный вкус и поддерживает интерес к культуре России. Очень часто на празднике «8 Марта» и театральной неделе , которая традиционно проходит в нашем детском саду, мы используем в танцах предметы русского быта : платки, ложки, балалайки, матрёшки самовары. Они вызывают у ребенка большой интерес. Дети очень любят танцы с народными атрибутами. Тема Родины в песне, музыке, танце проявляется через самобытные черты искусства того или иного народа. Вот почему изучение национального искусства прививает чувство любви к родине, патриотическое чувство. Хореографических композициях «Звезда России», «Расцветай, моя Россиия» - яркое свидетельство воплощения красоты Русской природы, русских традиций через символические атрибуты используемые в хореографических образах. Такие хореографические композиции мы используем на таких праздниках как «День Победы», «Выпуск в школу». Особое внимание мы уделяем военной тематике. При подготовке танцевальных номеров знакомим ребят с музыкальным материалом, связанным с темой Великой Отечественной войны, просматриваем видеоматериалы. Проводим с воспитанниками беседы о героических подвигах наших соотечественников, о горе и радости на войне, значении Великой Победы. Ребята проникаются этой темой и воплощают лучшие качества в танцах таких как: «Синий платочек», «Красные маки». Наши ребята принимали в этом году участие в городском конкурсе «Солнечный зайчик» с танцевально-хореографической композицией «Закаты Алые». Работа с родителями. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, близким людям. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления детей приготовить, какие атрибуты необходимы, и как их изготовить. Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятия . Работа с педагогами. Для формировании у детей нравственно – патриотического воспитания огромное значение имеет системная работа музыкального руководителя с другими педагогическими сотрудниками, воспитателем, инструктором по физкультуре. Так же в нашем саду в каждой группе оформлен уголок связанный с историей и символами России. (слайд) Мы, как музыкальные руководители, осуществляем музыкальное воспитание детей, работаем в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на занятиях и праздниках, как ее лучше преподнести. Педагоги нашего детского сада регулярно принимают участие в дистанционных конкурсах. Выступают на праздниках перед детьми. Им очень интересно увидеть, как именно их воспитатели выступаю перед ними, и подают им пример. Таким образом, танцы обладают необходимым потенциалом для формирования и развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через использование и знакомство с символами России. Актуальность темы очевидна: в сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают забываться, уходить в прошлое традиции и обычаи нашей Родины. Всё реже транслируются передачи, в которых показывают русские народные танцы, традиции, всё реже звучат народные песни. В связи с этим очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру и символику России и это является существенной проблемой. Мы считаем что, работа в данном направлении очень важна. И даёт видимый результат в формировании авственно - патриотическом воспитании ребёнка. Спасибо за внимание!
3 декабря 2022 в 11:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.